Руководитель физического воспитания

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛОВКОСТИ

Ловкость и связанные с нею координационные способно­сти, умения проделывать действия в заданном ритме, темпе, а также быстрота, сила и выносливость имеют огромное зна­чение для развития ребенка в процессе всех видов деятельности и игр.

Существует относительно самостоятельный вид лов­кости – это ручная или предметная ловкость. Тонкие высоко координированные движения рукой, особенно кистью и еще больше пальцами, управляются высшим отделом мозга корой больших полушарий. Важно то, что двигательные центры ко­ры головного мозга находятся рядом и взаимодействуют с другими центрами, к примеру, речевым.

Известно, что механизм речеобразования формируется у ребенка эффективнее, когда речь сочетается с ручными движениями. Вспомним тонкие манипуляции - это лепка, письмо, рисование. Думаем, что теперь не вызывает сомне­ние полезность упражнений и заданий, связанных с развитием предметной ловкости. Многочисленное их повторение в самых разнообразных условиях (дома, на улице, на снегу и в воде) созда­ет хороший фон для развития ловкости, будет способствовать закреплению элементарных двигательных навыков.

Развитию предметной ловкости очень способствуют уп­ражнения и игры с мячом: "Прокати

мяч", "Мяч в ворота", "По­добрать мяч", "Передача и ловля мяча", манипуляции с мячами (варианты жонглирования.), подбрасывание и ловля мяча с до­полнительными движениями (приседанием, хлопками, поворо­тами и т.п.).

Существуют и другие упражнения на развитие ловко­сти: вращение и повороты головы с сохранением равновесия в ходьбе, в прыжках, в беге (стараться не отклоняться от прямой линии); кувырки вперед и боком из различных исходных положений; сохранение равновесия, при выполнении прыжков и вращения в разные стороны; упражнения с короткой скакалкой (прыжки на двух и одной ноге, в парах, с боковым вращением, с вращением по земле и др.).

Способствуют развитию ловкости и такие игры как "Ре­зинка" (серии прыжков с использованием натянутой резинки), "Классы", "Игра с камешками" (забивание камешков в ворота, подбрасывание и ловля камешков тыльной стороной кисти руки и хватом сверху).

Вот такие простые и незатейливые упражнения и игры предлагаются Вам, уважаемые родители, для развития пред­метной ловкости Ваших детей.

Удачи Вам!

 

Литература: А.Д.Викулов, И.М. Бутин

                «Развитие физических способностей детей»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Человек, который делает зарядку, он как бы "заряжается" на весь день бодростью и свежестью, силой и быстротой. И это ему потом очень поможет и в учебе, и в труде.

Зарядку необходимо выполнять с детьми по утрам. Войти в комнату, тихонько, не спеша, тронуть мягко и ласково ребенка за ручку, плечо, провести рукой по ножкам. Обязательно сказать что-то нежное и ласковое: «Солнышко уже проснулось, а ты   спишь. Ну-ка, вставай, готовься к встрече с ним. Попрыгаем с тобой, побегаем, будем бодрые весь день и все преграды нам нипочем!» и т.п. Затем нужно, чтобы ребенок сходил в туалет, за это время открыть форточку, проветрить помещение. Если позволя­ет температура, состояние ребенка, оставить форточку открытой на время зарядки. Упражнения стараться выполнят бодро, не задерживая дыхания, и в определенном порядке (упражнения для шеи, для рук и плечевого пояса, для туловища и всего тела, для ног).

Утренняя гимнастика из нескольких упражнений приносит большую пользу организму - улучшается настроение и  самочувствие детей.

Наиболее подходящими для утренней гимнастики являются упражнения без предметов и с предметами (флажки, ленточки, палочки, обручи, мячи, скакалки, кубики и др.). Предпочтительны те упражнения, при которых в работу одновременно включается несколько мышечных групп. Желательно сочетать движения для рук и туловища, для рук и ног и т.п..

Важно постоянно обновлять комплексы физических упражнений, т.к., во-первых, упражнения быстро надоедают, а во-вторых, через некоторое время они дают меньший  физиологический эффект.

При составлении комплексов упражнении необходимо соблюдать   последовательность упражнений:

  1. Ходьба и легкий бег - без напряжения.  Умеренно   

воздействует на организм и готовит его к предстоящей дея­тельности.

  1. Потягивание выполняется медленно. Способствует

выпрямлению позвоночника, улучшению кровообращения в мышцах рук и плечевого пояса.

  1. Приседания или выпады в сочетании с

движениями рук или туловища укрепляют  мышцы ног, развивают подвиж­ность суставов, улучшают кровообращение.

  1. Различные наклоны вперед, назад. Увеличивают  

подвижность позвоночника и тазобедренных суставов.

  1. Сгибание и разгибание рук в смешанном  упоре. Ук-­

репляют мышцы рук и плечевого пояса. После упражнения надо выполнить потряхивание руками, чтобы снять напряжение.

  1. Наклоны в стороны с поворотами и движениями

рук. Укрепляют мышцы туловища, увеличивают подвижность по­звоночника.

  1. Маховые движения руками и ногами. Увеличивают
      подвижность в суставах, усиливают деятельность   

сердца и легких.

8. Подскоки на обеих ногах, на месте или с продвиже­нием  

вперед, прыжки со скакалкой. Улучшают обмен веществ,  

укрепляют сердечнососудистую и дыхательную  

системы, мышцы и суставы всего опорного аппарата.

 

Комплекс "Мы проснулись"

  1. Лежа на спине. Подтягивая ноги к животу,

выпрямлять их; подтягивая руки к груди, выпрямлять их. Широко  открывая рот, выполнять зевок. (1-1,5 мин).

  1. Лежа на спине, поднимать вверх ноги и опускать.  

(3-4 раза).

  1. Лежа на спине  с согнутыми ногами, опираясь на  

лопат­ки, приподнимать и опускать туловище. (3-4 раза).

  1. Лежа   на животе, стараться дотянуться до

предмета, находящегося впереди на уровне глаз. (5-6 раз)

  1. Лежа на животе, выполнять повороты на левый и  

правый бок. (2-3 раза в каждую сторону).

  1. Стоя на коленях. Сед на пятки (4-5 раз).
  2. Лежа на спине, руки  вдоль туловища. Одновременное

шевеление кистями руки ступнями. (1-1,5мин.)

  1. Встать,  ноги на ширине плеч.  Потянуться вверх

(3-4 раза)

Итак, дорогие родители, в путь! В путь за красотой, здо­ровьем, бодростью, свежестью, силой, быстротой. Желаем ус­пехов! И помните, личный пример родителей - большая сила!

 

Литература: Л.Д. Глазырина "Очарование".

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОМУ ДЫХАНИЮ

Обучение правильному дыханию - одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Пра­вильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные уп­ражнения надо с младенчества.

Существуют "естественные" упражнения для дыхания. К ним относятся: смех, вздохи, стоны, зевота. При пении укрепляется дыхательная мускулатура, при смехе совершенствуется ее эластичность, вздохи расслабляют ее. При стонах эти мышцы становятся упругонатянутыми, а при зевоте все предыдущие воздействия комбинируются. Большое значение при обучении правильному дыханию  имеют дутье и свист.

Предлагаем следующие упражнения на дыхание:

  1. Подуть на одуванчик сначала ртом, потом носом.
  2. Пускание мыльных  пузырей.
  3. Задувание свечи.

4. Надувание воздушного шара.

5.Сдувание листочка с ладони.

  1. Нюхание  цветка.
  2. "Водолазы" -  сделать  глубокий  вдох,   закрыть   двумя пальцами  

   нос и вслух считать до 8. Убрав пальцы, сделать выдох.

  1. "Зеваки" - Несколько раз зевнуть и потянуться.
  2. "Семафор" - Сидя, ноги  сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны и  

   медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести "с-с-с-с".

Во время прогулок за городом и в парке рекомендуем привлекать внимание ребенка к чудесному запаху чистого воздуха, и, чтобы как следует почувствовать его, медленно вдыхать носом и выдыхать также медленно и глубоко. Приучайте  ребенка дыханию через нос. Дыхание должно быть полным, чтобы расширилась грудная  клетка и развивались мышцы живота.

При заболеваниях дыхательной системы дыхательная гимнастика, физические упражнения и элементы спорта в комплексе с закаливающими мероприятиями и массажем повышают невосприимчивость организма к воздействиям внешней среды, снижают чувствительность к аллергенами, оздоравливают организм.

Литература:   В.К.Ветличенко "Физкультура для ослабленных детей".

                     Ю. Паров "Азбука дыхания".

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. 

Хотим мы этого или нет, но возрастающие требования к глубине и качеству знаний каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будут закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу. 

Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует от родителей большого терпения и самообладания. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания. 

Когда начинать заниматься.

       Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка — в школе, спортивной секции, где ребенок занимается под руководством специалиста, следите за его его состоянием, настроением.

Сколько заниматься.

Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его.         

Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. 

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна. Она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени у родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха). 
          Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий — не более 10 мин. 
            До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15 — 20-минутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц. 
             

После обеда необходим покой; ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 ч. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные, по возможности на открытом воздухе. 
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движении с предметами (игрушки, велосипеды, самокаты) и для упражнений на различных снарядах (гимнастические стенки, качели, горки), желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное занятие физкультурой с одним из родителей (около 20 мин). 
           

Упражнения перед ужином — наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продолжительность занятий с детьми до 6 лет— 20 — 30 мин, с шестилетками — до 45 мин.
           

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (это касается любого времени суток), а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают. 
          

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Чаще всего она представляется в выходные дни. 

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой.

     Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой — он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. 
     Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети, чтобы он скорее научился плавать). Кстати, полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания. 

          Родители радуются тому, что дети живые и подвижные, но их беспокоит, смогут ли ребята продолжительное время спокойно сидеть на уроке. К этому детей надо готовить.

     Основные условия полноценного физического развития ребенка – это рациональная, калорийная пища, соблюдение режима дня, полноценный сон, достаточная продолжительность пребывания на свежем воздухе, здоровая и гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, хорошие материальные условия жизни.

       Современные семьи способны и обязаны вместе с дошкольным учреждением создавать условия, благоприятные для здорового развития каждого ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы созданные детским садом предпосылки полноценного развития молодого поколения реализовывались наиболее эффективно. Надо заботиться о ребенке постоянно и организовывать жизнь в семье так, чтобы он имел возможность проявлять двигательную активность, т. е. физическая культура должна стать важным компонентом воспитательной и социальной функции семьи. В детских садах больше внимания обращается на формирование основных гигиенических навыков и достаточную продолжительность пребывания дошкольников на воздухе. Это одно из средств, с помощью которого можно снизить заболеваемость.

        На что же должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребят? Как уже говорилось выше, это, прежде всего, организация жизни, которая предусматривает продуманное чередование различных видов деятельности. Рациональным чередованием сна, питания, прогулок, занятий, игр обеспечивается не только равномерное развитие всех систем и органов, формируется выносливость ребенка, но и вырабатывается система навыков организованности, аккуратности, проявления воли и др., которые очень важны для относительно самостоятельной школьной жизни.

        Составляя режим дня ребенка в семье, взрослые могут опираться на научно обоснованную организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в детском саду, не должен отсутствовать в его жизни дома. Некоторым видам деятельности в домашних условиях можно уделить больше времени (например, игре, прогулке). Занятия взрослого с одним-двумя детьми должны быть живыми, разнообразными, интересными, радостными.

        Особое внимание взрослые должны уделять ежедневному пребыванию ребенка на воздухе, заботиться о благоприятном природном окружении, о наличии спортивных и детских площадок. Эти факторы способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают необходимое восстановление сил.

        Во время пребывания на свежем воздухе ребенку предоставляется возможность проявлять спонтанную двигательную активность, которая в этом возрасте естественна и доминирует. Она может длиться минимум до шести часов. Движения ребенку не повредят – он сам неосознанно регулирует мышечную нагрузку. Перегрузка происходит лишь тогда, когда мы заставляем малыша долго выдерживать статичное положение, или тогда, когда не уравновешиваем неподвижные виды деятельности двигательной активностью. Недостаток движения может привести к нежелательному ожирению. Дать ребенку возможность свободно двигаться – это не значит позволять ему делать все, что он захочет, и не заботиться о его безопасности. Наоборот, это требует значительно более продуманной обстановки и большего внимания, чем организованная деятельность.

        Кроме предоставления возможности двигаться спонтанно во время пребывания на воздухе, следует специально совершенствовать навык хождения, упражнять в беге, прыжках, учить бросать и ловить мяч, играть в различные подвижные игры, организовывать небольшие спортивные состязания, такие, как: «Кто лучше пройдет по скамейке», «Кто дольше не уронит мяч», «Кто дольше прыгает через скакалку» и т.п. Так развивается общая двигательная культура ребенка.

        Для разнообразных физкультурных занятий и игр используется различного рода физкультурное оборудование: скамейки, бревна, лесенки, качели, канаты, кегли, мячи, скакалки и многие другие предметы. На прогулках на асфальтированной дорожке или спортивной площадке часто используются летом самокаты, трехколесные велосипеды, а зимой санки, лыжи, коньки. Тренировать и закаливать ребят надо в любые сезоны: ходить с ними на лыжах, кататься на катке, купаться, загорать, организовывать небольшие туристические походы.

        В детском саду в течение дня ребята регулярно занимаются физическими упражнениями: на утренней гимнастике и во время физкультурных пауз используются общеразвивающие упражнения, во время которых вовлекаются в работу различные группы мышц.

        ЭТО ВАЖНО! А знаете ли вы, что количество шагов в сутки для трехлетних детей должно составлять 9- 9,5 тысяч, для четырехлетних – 10-10,5 тысяч, для пятилетних – 11-12 тысяч шагов и для шестилетних – 13-13,5 тысяч. Подсчитать шаги можно с помощью шагомера. Если при проверке обнаружится, что ребенок двигается меньше, чем ему положено, надо срочно принимать меры.

Если ребенок заболел…

        Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки, чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения, так как это может привести к перегрузкам. Необходимо  акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдении правил игры.

        Внимание детей младшего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика – до 5 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10-15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.         Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, т.е. для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

        При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, - в  этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.

        Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки:

  • выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, - без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;
  • движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;
  • кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;
  • ребенок сильно потеет, особенно лицо;
  • учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25-50% , частота дыхания возрастает больше чем на 4-6 раз в минуту.

Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

        Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

  • уменьшение общего времени занятий;
  • уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;
  • упрощение сюжета игры;
  • изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;
  • уменьшение числа участников игры;
  • более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;
  • снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;
  • уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;
  • более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;
  • использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

        Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если даже вам и не удается соблюдать режим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это – самая лучшая форма выражения любви и заботы!

поделиться в:
Меню раздела